Деревянная мозаика (маркетри): особенности, изготовление, фото Предметы интерьера
Дерево в интерьере – вне времени. Что бы ни диктовала мода, какие бы новинки не выдумывали дизайнеры, строгая красота декоративных деревянных элементов всегда актуальна. Это самый востребованный материал в отделке потолка, стен, полов, мебели и предметов декора. Небывалую популярность сегодня приобрела техника маркетри. Что это такое, расскажет статья.
Содержание
В переводе с французского «marqueterie» означает «мозаика». Сущность техники состоит в сборе тонких пластинок из элитных пород дерева и приклеивании их на простую деревянную основу (береза, дуб) в виде орнамента или фигурной композиции. Толщина пластинок колеблется от 1 до 3 мм, они привлекают внимание разнообразными цветами и текстурой. Каждая композиция, выполненная в этой оригинальной технике, примечательна своей многоликостью: если посмотреть на изображение под разными углами, оно, словно голография, каждый раз раскрывает перед зрителем новую «картинку».
Мозаика из дерева: вчера и сегодня
Первый виток небывалой популярности маркетри пришелся на эпоху Ренессанса: именно тогда был собран станок для создания пиленого шпона – тонких планок из ценных пород древесины. Фигурная и орнаментальная мозаика витиеватыми узорами «расползалась» по столешницам, дверцам тумбочек и шкафов, изголовьям кроватей и полотнам настенных витражей. Более того, в стиле маркетри с фантастической передачей объема, света и тени умелые мастера выполняли перспективные виды городских улиц и площадей. В распоряжении краснодеревщиков того времени было около сотни видов черного, красного, розового, фиалкового и лимонного дерева.
От современного рабочего процесса созидание мозаики в прошлом отличалось немногим: фигурные кусочки дерева обжигали, затем придавали им оттенок, протравливали кислотой, чтобы расширить цветовую палитру, наносили гравировку, чтобы сделать акцент на какие-либо детали.
Сегодня деревянная мозаика снова в фаворе. Современные ценители уюта и роскоши не смогли устоять перед живой глубиной и естественностью благородных витражей из дерева. В оформлении интерьера маркетри можно увидеть на потолке, в углублениях всевозможных ниш, на дверных полотнах и комнатных перегородках. Иконы, шкатулки, часы и прочие элементы декора также становятся удобным рабочим полем для создания удивительных композиций из деревянного шпона.
Маркетри иногда ошибочно путают с инкрустацией и интарсией, которые на самом деле являются самостоятельными видами искусства. Если говорить о степени сложности, техничное исполнение маркетри легче, чем специфика работы в вышеупомянутых техниках.
Инкрустация – это украшение изделия композицией из ценных материалов (перламутра, полудрагоценных и драгоценных камней, металла и дерева) путем их врезания в толщу поверхности изделия.
Интарсия – это врезание деревянных элементов в деревянную поверхность для создания фигуративного изображения или орнамента.
Искусство маркетри, фото которого представлены ниже, отличается от других видов работы с деревом изяществом и утонченностью.
Как создают маркетри
Эскиз рисунка, который специалист решил воплотить в мозаике, переносится на миллиметровую бумагу. Затем мастер определяется с цветовой гаммой и раскрашивает изображение акварельными красками в соответствии с задумкой.
Плотный картон служит материалом для шаблонов, которые вырезают и, приложив к шпону, обводят по контуру карандашом. Деревянные фрагменты вырезают специальным остро заточенным ножом, резаком или лобзиком.
Все элементы одного рисунка приклеивают к шаблону столярным клеем, стараясь подогнать их максимально плотно друг к другу. Даже очень маленькие промежутки между фигурными кусочками шпона недопустимы! Также кусочки древесины могут не приклеивать на бумажную основу, а объединить их скотчем. Таким приемом пользуются мастера со стажем.
Готовый набор из кусочков дерева переворачивают бумагой или скотчем вверх и, применяя специальную дисперсию, приклеивают его к основе, которой служит фанера или оргалит. После того, как излишки клея смыты, работу помещают под пресс не менее чем на 4 часа. За это время изделие окончательно высыхает.
Следующий этап – работа с лицевой частью маркетри. Бумагу осторожно убирают крупной наждачной бумагой, а скотч просто отклеивают. Готовое изображение шлифуют и покрывают лаком не менее трех раз. Затем деревянную мозаику полируют.
Чтобы изображение, выполненное в технике маркетри, выглядело наиболее эффектно, профессионал использует большое количество разнообразной древесины. Очень часто используют сочетание карельской березы, груши, красного дерева и нескольких видов ореха. С особой внимательностью относятся к фигурным элементам из дерева с разными дефектами и необычной текстурой – готовой композиции они дарят особый шарм и неповторимость.
Не всегда создателя маркетри устраивают цвета и оттенки кусочков шпона, которые у него есть. Тогда профессионалы выходят из затруднительного положения следующим образом: протравливают деревянные пластинки различными кислотами. Так, раствор хлористого железа окрашивает древесину в светло-голубой или светло-зеленый цвет, а те кусочки, которые вымачивались в медном купоросе или железистом калии, приобретают красный цвет.
Варианты набора деревянной мозаики
За долгий век существования маркетри мастерами-краснодеревщиками было придумано множество способов создания мозаики этого вида. Перечислим некоторые из них.
Обратный набор на бумагу
Лист бумаги, на который нанесен эскиз будущего изображения, крепят к доске. Из древесины вырезают необходимые фигурные элементы и приступают к работе. Отправной точкой набора становится левый верхний угол композиции. На лицевую сторону каждой детали с помощью небольшой мягкой кисточки наносят глютиновый клей и приклеивают кусочки шпона на бумагу в соответствии с эскизом. В процессе работы мастер старается как можно плотнее подогнать элементы мозаики друг к другу, проверяя качество работы на свет. Это самый простой способ набора, однако между стыками деталей нередко встречаются просветы, которых в идеале быть не должно.
Набор по принципу мозаики
Готовый макет разрезают на детали и переносят их на тонкие деревянные листы (шпон). Сначала набирают основные элементы, которые служат в основном фоном, затем врезают более мелкие детали. Когда все элементы выпилены, их прикладывают к бумажному макету в виде мозаики, скрепляя с помощью скотча с лицевой стороны. В ходе работы всеми силами стараются избегать зазоров, просветов и трещин на древесине, а скотч приклеивают крайне осторожно – сдвиги и морщины на его поверхности не допускаются.
Набор в бумагу
Сначала на плотном ватмане четко прорисовывают тонкие контуры элементов, а затем, поставив нож в вертикальное положение, вырезают одну деталь, чтобы прикрепить ее на шпон. Выпавший бумажный элемент на деревянном листе тщательно обводят ножом по контуру: так получают деталь, которая как нельзя точнее впишется в паз. Ее приклеивают бумажным скотчем с обратной стороны к соседним, смежным с нею, элементам. Таким же образом вырезаются все элементы, по их контуру – деревянные детали, которые затем наклеиваются на ватман. Так макет из бумаги постепенно сменяет шпоновый набор без промежутков и нахлестов.
Набор в шпон
На деревянную основу через копировочную бумагу переносят рисунок и вырезают в шпоне детали по контуру. Потом из деревянного сырья другого вида изготавливают необходимые вставки для заполнения ниш на фоновой доске. Между собой элементы соединяют бумажным скотчем.
Техника Буля
Способ получил название в честь французского мебельщика Андре Шарля Буля, который во времена становления маркетри как самостоятельного искусства внес немалую лепту в его развитие. При необходимости получить два одинаковых орнаментальных набора с фоном и изображением работают одновременно. Два деревянных полотна (одно фоновое, другое для изготовления фрагментов композиции) приклеивают к плотной бумаге и складывают вместе, скрепляя их в нескольких местах специальной клеящей дисперсии. На верхний деревянный лист переносят задуманное изображение и по контуру режущим инструментом выпиливают все его элементы. Когда деревянные листы отсоединят друг от друга, выходит сразу по две ниши и по две вставки для двух противоположных по цветовому решению наборов.
Особенности восстановления маркетри
Мозаичный набор нуждается в восстановлении, когда:
- его конструкция с течением времени ослабилась;
- он сильно загрязнен;
- испорчено его отделочное покрытие;
- некоторые его элементы растрескались или покоробились;
- отдельные элементы отклеились;
- царапины, заколы или вмятины портят общий вид изображения.
Реставрация деревянной мозаики осуществляется по принципам восстановления фанерованной мебели, потому что характер их дефектов одинаков. Так, если роскошный вид маркетри портят неглубокие царапины, отслоения или вмятины, но целостность изделия не вызывает сомнений, то работают по технологии реставрации обычной фанерованной поверхности.
Вначале укрепляют фрагменты, которые могут вскоре отклеиться: снимают их с основы, очищают деревянный элемент и его нишу, а затем вставляют обратно, закрепляя его гуммированной лентой или прижимным приспособлением. Следующий этап – удаление поверхностных загрязнений, следов от клеящей дисперсии. Небольшие трещины и поверхностные дефекты шпона маскируют с помощью мастики. Последний штрих – освежение старого слоя лака: его тонируют и придают глянцевый блеск с помощью шеллачной политуры.
Более кропотливой работой занимается мастер, если отдельные элементы мозаики потеряны, испорчены и, что хуже всего, некачественно отреставрированы ранее. Тогда основную работу предваряет составление проекта реставрации, который необходимо утвердить в Реставрационном совете.
Утерянные врезанные элементы восстанавливают по очертаниям пустых ниш. Также отсутствие фрагментов восполняют, копируя аналогичные элементы на уцелевшем участке той же композиции. Из плотной бумаги вырезают шаблон, на основе которого изготавливают вставку из дерева. Шпон для создания недостающих фрагментов подбирают с особой тщательностью – по породе, естественному оттенку и направлению волокон. Свежеизготовленные вставки приклеивают методом прессовки струбцинами.
Пожалуй, единственный недостаток маркетри – дороговизна. Какой бы модной ни была деревянная мозаика, купить ее может далеко не каждый. Объясняется это тем, что такая работа с деревом носит поистине ювелирный характер, а значит, оценивается очень дорого.